К Озернинскому водохранилищу, в старинный русский город Можайск, по берегам реки Нары

Планировал я этим летом отправиться в многодневный «дальнобой» на своей «Риге-7» с китайским «дырчиком», но не получилось. То работа, то дача внимания требует, то погода плохая. Однако, несколько однодневных поездок на запад Московской области совершить удалось. Может быть, и кому-нибудь еще захочется побывать в этих местах? Поэтому, выкладываю отчеты о своих скромных путешествиях.

К Озернинскому водохранилищу

Наиболее прямой путь из Жаворонок, где находится моя дача (35-й км Можайского шоссе), к Озернинскому водохранилищу лежит через Дорохово и Рузу или через Звенигород и ту же Рузу, но я решил сделать небольшой крюк. А именно, проехать по лесным шоссе на стыке трех районов: Одинцовского, Истринского и Рузского, через села Андеевское и Онуфриево. Целью поездки, помимо осмотра Озернинского водохранилища, было проверить, какой дневной пробег, не особо устав, я могу совершить на своем «железном коне».

Утром 10 августа отправился в путь. Довольно шустро проскочил Большие Вяземы, Звенигород и Каринское. Шоссе от Каринского до Андреевского – идеал для мопеда или велосипеда. Машин мало, асфальт – в весьма приличном состоянии. За Андреевским места еще более глухие. Можно 15 – 20 минут ехать, не встретив на дороге ни одного автомобиля.

В районе села Онуфриево из-за деревьев и крыш домов показались воды озера Тростинского. К берегу вела довольно крутая тропинка, спускаться по которой с мопедом я не рискнул. Спуститься-то я бы спустился, а вот наверх подниматься, боюсь, было бы потруднее... Оставлять же мопед среди деревни тоже, как-то не хотелось. Поехал дальше, через Рузу к основной цели – Озернинскому водохранилищу.

А, вот и оно.

Водохранилище называется Озернинским потому, что перекрыли реку Озерну, построив на ней в 1967 году гидроузел, который состоит из земляной плотины (длиной почти в километр), двухпролётного водосброса, трубопровода и ГЭС. Водохранилище используют для водоснабжения Москвы.

Масштабы водной глади впечатляют – в районе моста на шоссе «Руза – Новопетровское» ширина водохранилища от 1 до 1,5 км. В длину водохранилище тянется почти на 20 км.

Место гораздо более цивилизованное, чем лесное озеро Глубокое. Многие приезжают отдохнуть и порыбачить на машинах, останавливаясь на юго-восточном и северо-западном (относительно моста) берегах. На юго-западном и северо-западном берегу кафешки и, даже, была замечена голубая кабинка биотуалета. Но мне подобные изыски цивилизации ни к чему, и я отправился отдыхать на доступный только пешеходам северо-восточный берег.

Кстати, смотрите какая чистая вода – песчаное дно у берега хорошо видно!

Отлично пообедал у костра, разожженном мною на старом, видимо рыбацком кострище. Затем отправился в обратный путь. Для разнообразия поехал через Рузу, далее – по Можайскому шоссе через Дорохово и Кубинку. Вечером был дома.

Общий пробег за день – 195 км. Поездкой был доволен, впечатлений масса, но, честно говоря, несколько утомился. К вечеру побаливала поясница и ныли мышцы ног. После этой поездки я решил окончательно распрощаться с велопедалями (велопривод и так уже не работал из-за лопнувшей рамки), поставив «трубу» и педаль ножного тормоза.

После этого, на прогулки протяженностью более 100 км стало ездить гораздо комфортнее – ноги стоят на одном уровне, привставать при преодолении рытвин и бугров на дороге значительно удобнее. К тому же, левая нога теперь не попадает под выхлоп глушителя и, следовательно, штанина не захаркивается маслом. Ездить, отныне, можно не только в сапогах, но и в ботинках.

Также, отрегулировал седло, чтобы основной вес седока приходился на заднюю, подпружиненную часть седла. Поясница стала уставать гораздо меньше.

II В старинный русский город Можайск

Основная цель поездки – осмотр Можайска и его окрестностей. К поездке удалось подготовиться довольно тщательно в познавательном плане. Помимо чтения путеводителей (что я всегда делаю) мне подыскали экскурсовода – местного краеведа, большого энтузиаста своего дела (большое спасибо за это Давиду Шухеру!).

Выехал я из Жаворонок 27 августа в 9.30 утра и, уже через два часа, по Можайскому шоссе, добрался до Можайска. Любопытно, что поездка даже на моей тихоходной «Риге-7» до Можайска оказалась сравнимой по скорости с поездкой на электричке! Конечно, максимальная скорость электропоезда (120 км/час) более чем в два раза превосходит максимальную скорость моего мопеда (48 - 50 км/час), но поезд делает частые остановки на станциях... К тому же, надо учесть время, необходимое, чтобы добраться до станции от моей дачи (40 минут), время на покупку билета (5 минут) и некий резерв времени «на всякий случай» (поезд не собственный мопед, ждать не будет!). Вот и выходит, что даже легкий мопед в турпоездках по скорости передвижения может быть предпочтительнее электрички. Поэтому, не понимаю некоторых мопедовладельцев, стремящихся запихнуть своего вполне исправного «железного коня» в тамбур электропоезда.

Но, вернемся к поездке. Местами Можайское шоссе весьма живописно. Вот, например, такие виды встречают путника.

Чем дальше от Москвы, тем меньше машин.

За Кубинкой, а особенно за Дорохово, немало грибных мест. Довольно часто мне встречались припаркованные на обочине автомобили, к которым их счастливые владельцы волокли корзины, доверху наполненные грибами. Преимущественно это были опята.

Вот и Можайск. Недалеко от исторической части города меня ожидал экскурсовод, приехавший на велосипеде. Далее, мы передвигались преимущественно пешком, таща за собой «в поводу» наши средства передвижения.

Перед нами самая древняя часть города – Соборная гора.

В XIII веке на этой горе умещался весь город. Здесь был возведен кремль. Какое-то время Можайск был даже столицей удельного княжества и чеканил свою монету (Ю.М. Кириллова «Дальними дорогами Подмосковья», М., 1983). Но, к концу XVII века Можайск утратил военное значение. А в 1802 году разобрали и кремль – камень пошел на перестройку старой надвратной крепостной церкви, которая была превращена в великолепный Никольский (Ново-Никольский) собор. Вот он, перед вами.

Собор и сейчас еще самое высокое здание города. Рядом с Ново-Никольским расположен Старо-Никольский собор. Это «новодел» XIX – XX-х веков, но в нижней его части сохранилась кладка XIV века (на фото отмечена красной стрелкой).

Неподалеку – типичные купеческие дома второй половины XIX века.

Окраина исторической части города.

Во время войны 1912 года, после Бородинского сражения, отход русской армии за Можайск прикрывали оставленные в городе четыре казачьих полка Платова. Почти три дня – 27, 28 и 29 августа – они отбивали атаки кавалерийских корпусов Мюрата и пехотной дивизии Дюфуа («Подмосковье. Туристские маршруты», «Профиздат», 1953).

Оставленный Наполеоном в Можайске корпус вестфальских немцев генерала Жюно занял Лужецкий монастырь, охранявший подступы к городу с северо-запада, превратил его в крепость, пробив в кирпичных стенах 220 амбразур для орудий. Вот эти амбразуры (отмечены красными стрелками), кое-где, впоследствии, заложенные кирпичом.

Использовать Лужецкий монастырь как крепость Жюно не удалось. Наполеон покинул Москву 6-го октября, а 10–го и Жюно получил приказ об отходе...

Москва-река в окрестностях монастыря.

Великая Отечественная война превратила Можайск в опорный пункт одного из важнейших стратегических направлений Западного фронта. Возведенный в центре города величественный монумент в память героев тех дней.

Но, это все о днях минувших. Осмотрев «старину» мы с экскурсоводом отправились любоваться достопримечательностями дней нынешних. За городом, недалеко от Лужецкого монастыря расположилась вот такая конюшня на 50 лошадей.

Рядом с ней – минизоопарк.

А вот «салун», где подмосковные «ковбои», покатавшись на лошадях, попивают «огненную воду»...

Будущий «ковбойский» конь.

Дальше мне хотелось съездить к Можайскому водохранилищу, затем проехать к Бородинскому полю, побывать, по крайней мере, на командном пункте Кутузова в Горках, но... небо стало угрожающе хмурится. Терпеть не могу ездить в дождь! И сам свинья-свиньей и мопед весь загажен. Поэтому, отправился я домой... Успел за полчаса до начала дождя. В общей сложности проехал 171 км. Это побольше, чем у prodigy, но ведь я еще и по городу и по его окрестностям помотался...

В этот раз, в отличии от поездки на Озернинское водохранилище, совершенно не устал. И маршрут был покороче и «труба-подножки» удобнее велопедалей.

III По берегам реки Нары

Кончилось лето, наступил сентябрь. Но немало еще было погожих дней. В один из них решил я съездить на Нарские пруды. И не пожалел!

Итак, утром 16 сентября выехал на Минское шоссе и отправился в сторону Кубинки. Кстати, более удобной дороги для поездок на мопеде, чем Минское шоссе я пока не встречал. Минимум светофоров и железнодорожных переездов, крутых спусков и подъемов, широкая асфальтированная полоса справа, за сплошной белой линией, минимум выбоин – что еще нужно? Не знаю, может быть за Кубинкой дорога резко ухудшается, но до Кубинки была не езда, а сплошное удовольствие.

В районе Кубинки от шоссе влево отходит дорога, рядом с которой стоит танк и указатель «Танковый музей». Так вот, где он знаменитый танковый музей! А то: Кубинка, Кубинка... А Кубинка – она большая. Теперь буду знать, что ехать надо по «Минке», затем – поворот налево. В следующем году постараюсь обязательно съездить.

Вскоре и я повернул налево (точнее, перекатил мопед по пешеходному переходу) и поехал к Чупряково.

Вот и Нарские пруды.

На этих прудах расположен рыбокомбинат и к берег мне подъехать не удалось, охрана у шлагбаума не пропустила. Видимо, можно было заплатить и спокойно проехать, но не любитель я сорить деньгами. Отправился дальше, в направлении на Асаково и Дютьково.

Вскоре асфальтовое шоссе сменилось проселком. Однако, согласно «Атласу автодорог подмосковья» тут должна быть дорога с покрытием! Видимо, «покрытием» считается горсть щебня, брошенная в дорожную пыль... Но, впрочем, дождя давно не было и я проехал без проблем.

Даже не предполагал, что попаду в столь симпатичные места. Нара здесь образует многочисленные рукава, заводи...

По таким вот лесным тропинкам так и тянет прокатиться на мопеде, что я и сделал.

После небольшого отдыха на берегу снова навьючил мопед и отправился в дальнейший путь.

От небольшого моста через Нару началась весьма неплохая дорога, покрытая бетонными плитами.

Обычно, въехав с проселка на дорогу с покрытием, можно надеяться, что эта дорога не оборвется внезапно, а выведет на какое-нибудь шоссе. Вот я и отправился по этой бетонке, чтобы не пылить проселками, возвращаясь обратно к «Минке». Но, увы, бетонка вскоре закончилась, начались снова проселки, по которым я добрался до Больших Семенычей, не обозначенных в моем атласе. Пришлось спрашивать местных жителей о дальнейшем пути к цивилизации. Добрая продавщица магазина (если не ошибаюсь, в деревне Жихарево) даже бросила торговлю, вышла на крыльцо, разъясняя, как мне снова выбраться на «Минку». Спасибо женщине! Правда, направила она меня прямо в противоположную сторону, из-за чего я сделал изрядный крюк. Но, ничего, зато дополнительных дорожных впечатлений набрался. А в мотопоездки, помимо атласа дорог, всегда стану брать компас. Тогда никакие продавщицы мне не будут страшны!

Проезжая через Любаново на одном из домов увидел мемориальную доску.

Оказывается, в этих местах бывал Феликс Эдмундович!

Позднее я нашел следующие воспоминания Стасовой Е.Д.: «Когда В. И. Ленин узнал, что Ф. Э. Дзержинский доработался до кровохарканья и не хочет отдыхать, он позвонил мне и предложил принять решение ЦК о том, что Дзержинскому предписывается пойти на две недели в отпуск в Нарофоминск. Тогда в Нарофоминске был лучший под Москвой совхоз, и Дзержинский мог получить там хорошее питание. Владимир Ильич, продумывавший все до мелочей, учитывал и то, что в совхозе отсутствовал телефон, следовательно, Дзержинский не будет звонить в Москву и поэтому лучше сможет отдохнуть».

В доме, где находилось правление совхоза Любаново, была выделена комната, в которой Дзержинский поселился вместе с женой и сыном.

С утра и до вечера он гулял, наслаждался природой Подмосковья. Отдыхал около двух недель. Когда, возвратившись в Москву, Дзержинский появился на очередном заседании Совета Народных Комиссаров, Ленин передал ему следующую записку: «Очень рад видеть на обычном месте».

Да, природа в этих местах, действительно, замечательная. Есть чем наслаждаться...

Через Таширово и Акулово добрался до Минского, а затем Можайского шоссе и весьма шустро доехал до дачи. В этот раз проехал всего 109 км. Получилась небольшая (на полдня) но увлекательная мотопрогулка.

В заключение можно отметить, что все описанные три маршрута находятся на западе Московской области, поэтому их можно комбинировать друг с – другом, а также дополнять заездом в иные расположенные неподалеку, интересные для туриста места. Например, совместить поездку в Можайск с осмотром Рузы, посещением Озернинского водохранилища, или с поездкой на Бородинское поле и т.п.

Удачных всем турпоездок!

Владимир (Зигмунд Колоссовский)


Обсуждение статьи «Три небольшие мотопрогулки по Подмосковью»


« Вернуться назад Еще публикации »


Загрузка...
Имя:
Пароль:
Регистрация
Посетителей на сайте: 5

Brute Goods

Загляните на наш канал в YouTube!


Похожие статьи:


Философия путешествия
Философия путешествия
Как тяжело бывает вырваться из привычной среды обитания офисному планктону, чтобы совершить вылазку в опасный и притягательный внешний мир.
 
Карта велодорожек Москвы
Раз проблема стала общественной, то пора её решать!
Велодорожки одна из черт облика нашего города, отсутствие их свидетельствует о серьёзном недомогании. И если раньше это было проблемой общества, то теперь является непосредственной проблемой города. А раз проблема стала настолько обширной, то пора её решать!
 
Маршрут Ярославское ш.-Радонеж-Дмитровское ш.
Веломаршрут до Радонежа и обратно
Маршрут, который является одним из самых легких, но в то же время, достаточно продолжительный. Поездка на целыйдень в г.Радонеж по Ярославскому ш. и обратно по Дмитровскому.
 
Поездка в село Лох: ежегодный осенний мотопробег
Поездка в село Лох
Организованная поездка на малокубатурной технике - в Саратовском филиале, ныне не существующего мотоклуба "Дырчик", обычное дело.
 
Не мотоцикл
Не мотоцикл
Бытует мнение, что мопед это один из самых бюджетных мотоциклов, а их владельцы малообеспеченные люди, которые вынуждены терпеть неудоства в целях экономии. Но, как оказалось на практике, это совершенно не так.
 

Еще публикации »

 
© magazinmopedov.ru 2017
info@magazinmopedov.ru
www.magazinmopedov.ru @vape.fashion
Инстаграм вейпера