На запад от Москвы (мототуризм в Подмосковье)

Из-за сильной жары в июле – августе 2010 года пришлось отложить многие намеченные туристические поездки. Один раз только удалось выбраться, по скалам полазить. Ехать, конечно, и при +35 градусах можно, хотя и не очень комфортно – в лицо горячий воздух бьет, шины к расплавленному гудрону липнут. Но, что-либо осматривать на такой жаре, идти куда-то в полуденный зной – благодарю покорно! А у «Jukl» - более серьезные проблемы. На его велосипеде тормоза дисковые. Как-то в жару расплавленный гудрон забрызгал ему диски тормозов, в результате «Jukl» чуть не врезался в троллейбус.

Поэтому, упущенное аномально жарким летом постарались наверстать в сентябре, благо он выдался достаточно комфортным по температуре и умеренно дождливым. За первую половину месяца наездили около 500 км. Во всех поездках нас было двое. Я – «Зигмунд Колоссовский» на неизменной «Риге-7» с «китайской дэшкой» и «Jukl» на велосипеде с «Кометой». «Крейсерская» скорость движения в поездках была 42 – 44 км/час, максимальная – 48 – 50 км/час. Что поделаешь, такие мы тихоходы!

Содержание

Часть 1. В старинный город Верею (Жаворонки – Наро-Фоминск – Любаново – Верея – Можайск)

Часть 2. В окрестностях Звенигорода (Жаворонки – Городок – Саввино-Сторожевой монастырь – Подмосковная «Швейцария»)

Часть 3. Окрестности Можайского шоссе (Жаворонки – Большие Вяземы – Захарово – озеро Полецкое – Петрищево – Бородино)

Часть 1. В старинный город Верею (Жаворонки – Наро-Фоминск – Любаново – Верея – Можайск)

Ездили 31 августа – 1 сентября 2010 года. Целью поездки было: посещение бывшей усадьбы Шлиппе в Любаново, осмотр заброшенных объектов ПВО за Наро-Фоминском, экскурсия по старинному русскому городу Верее. После ночевки на даче у знакомых под Можайском, на второй день планировалось съездить к Можайскому водохранилищу и на Бородинское поле.

Выехав из Жаворонок (35 км Можайского шоссе), мы намеревались через Голицыно и Калининец проехать к Малым Семенычам, откуда до первого пункта нашей экскурсии – усадьбы Шлиппе в Любаново – «рукой подать». Однако, не найдя соответствующий поворот, выскочили на Киевское шоссе, в результате чего пришлось ехать через Наро-Фоминск, далее – через Таширово. Сделали крюк в 10 – 15 километров и потеряли минут 40 времени.

Но, наконец, мы в Любаново. Эти места я проезжал в прошлом году, на усадебном доме мое внимание привлекла мемориальная доска, отмечающая, что в этих местах бывал Ф.Э. Дзержинский. Однако на более детальный осмотр усадьбы времени у меня тогда не было. Теперь постарались наверстать упущенное.

Усадьба Любаново довольно древняя, основана еще в конце XVII века К.И. Чарторижским. Роду Чарторижских Любаново принадлежало до середины XIX века, после чего перешло во владение помещиков Шлиппе. Шлиппе в 1910 году выстроил новый усадебный дом в стиле неоклассицизма с элементами модерна.

Вот этот дом. Вид с шоссе.

И со стороны парка.

Еще недавно в усадебном доме размещалась школа, а теперь тут библиотека.
В парке сохранился старинный грот.

«Jukl» решил проверить, не спрятаны ли в гроте сокровища бывших помещиков Шлиппе? Но, увы, вернулся с пустыми руками.

Усадьба стоит на довольно живописном берегу Нары.

Эта узкая и мелкая в этих местах река стала в 1941 году тем рубежом, преодолеть который не смогли немецко-фашистские войска. С восточного берега Нары, в том числе от Любанова, армия генерала Говорова в декабре 1941 года перешла в наступление, совместно с другими войсками Западного и Калининского фронтов сорвав фашистские планы окружения и взятия Москвы.

От Любаново через Пашково и Большие Горки поехали на Верею. По дороге планировали осмотреть заброшенные объекты ПВО. Вот некоторые их фото, любезно предоставленные «Стасом»:

Увы! Долго мы петляли и по дорогам и по бездорожью, опрашивали немногочисленных встречных пешеходов и автомобилистов, но так ничего и не нашли. 

Как в последствии оказалось, тот же «Стас», рассказывая о расположении объекта, по ошибке указал место на карте в 4 км юго-восточнее истинного... Эх, товарищ, товарищ! Так и не удалось нам обследовать огромные, высотой с двухэтажный дом, диэлектрические шарообразные колпаки радаров ПВО (или, противоракетной космической обороны?), посидеть за пультами пусковых ракетных установок, сфотографироваться с плакатами времен, когда наша страна была могучей державой... Но, ничего. Будет повод побывать в этих местах еще раз!

Изрядно притомившись во время наших поисков, среди полей и перелесков остановились на обед. «Jukl» предпочитает кушать стоя. Так, говорит, больше влезает.

После обеда продолжили нашу путь на Верею. Кстати, маршрут: Кубинка – Асаково - Любаново – Верея - Можайск могу рекомендовать любителям совершать туристические поездки на мопедах и велосипедах. Проверено на себе. Исключая проселки от Асакова до Больших Семенычей, дороги здесь в хорошем состоянии, достаточно широкие, машин мало.

И места вокруг красивые – леса и поля. Типичная природа средней полосы России. Хочу только заметить, что когда я говорю о турпоездках на мопедах, я имею в виду владельцев техники с максимальной скоростью около 50 км/час. Счастливым же обладателям “G-max cruiser 50”, “Stels Alpha 50” и подобных 50-ти кубовиков, разгоняющихся до 80 – 100 км/час, я думаю, и на Урал или в Среднюю Азию прокатиться не проблема.

На закате дня въехали в Верею, как пишут в путеводителях, «наверное, один из самых тихих и уютных, по-доброму провинциальных городов Подмосковья». Что, верно, то верно! Большинство провинциальных российских городов весьма похожи, в отношении архитектуры представляя смесь эпох. Деревенские домишки на окраине, кварталы пятиэтажных «хрущовок», несколько зданий из стекла и бетона в центре города – память о 70-х годах прошлого века - и т.п. Но Верея под этот стандарт не подходит. Если не замечать «иномарки» на улицах и стеклопакеты в окнах (впрочем, те и другие весьма немногочисленны) можно предположить, что мы перенеслись во времена НЭПа, а то и более ранние. Может быть, и есть в Верее новые кварталы, но на нашем пути они не попадались.
Типичный городской пейзаж.

Сходство с городом времен Ильфа и Петрова еще больше усиливают такие городские достопримечательности, как музей картин из семян растений! Помните? «...в город приехал новый художник, Феофан Мухин. Первая его картина вызвала в городе большой шум. Это был портрет заведующего гостиничным трестом. <...> Заведующий ... был изображен не масляными красками, не акварелью, не углем, не темперой, не пастелью, не гуашью и не свинцовым карандашом. Он был сработан из овса. И когда художник Мухин перевозил на извозчике картину в музей, лошадь беспокойно оглядывалась и ржала». (И.Ильф, Е.Петров Золотой теленок).

Конечно, не только экстравагантным музеем славна Верея. Город, впервые упоминаемый в летописях XIV века, имеет богатую историю. Верея была пограничной крепостью русского государства, прикрывая, вместе с Можайском, западное направление. На высоком берегу Протвы стоял когда-то Верейский кремль. Неприступность верейской крепости определялась ее удачным месторасположением на крутом взгорье, окруженном с трех сторон водой. (Подмосковье. Туристские маршруты, «Профиздат», 1953). Со временем город утратил свое военное значение, и кремль был разобран. Уже в XVII столетии источники не упоминают о крепостных сооружениях в Верее. До нашего времени сохранились только земляные валы, являющиеся самой высокой точкой города.
Вид с холма, где стоял кремль.

На самой кромке земляного вала, на постаменте в виде скалы, лицом к Протве, стоит памятник герою Отечественной войны 1812 года генералу Дорохову.

Осенью 1812 года, после взятия Москвы, французы создали в Верее мощный опорный пункт для защиты своих коммуникаций.

Развертывая действия в тылу противника, М.И. Кутузов поставил перед одним из армейских партизанских отрядов задачу занять город и разрушить созданные противником укрепления.

В конце сентября отряд генерала И.С. Дорохова штурмом овладел Вереёй. Русские гусары и пехотинцы, ночью, без единого выстрела, овладели крутыми укреплениями города, потеряв при этом 7 человек убитыми и 20 ранеными. Потери французской армии были куда более значительны - 320 человек.

О победе Дорохов сообщил главнокомандующему по-военному кратко: "Город Верея, по предписанию Вашей светлости, взят сего числа штурмом".

Поставленная задача была выполнена и, хотя позже Верею пришлось оставить, операция стала первой освободительной победой русской армии после захвата французами Москвы. Позже историки назовут этот бой одним из лучших штыковых боёв Отечественной войны 1812 года! В октябре под Малоярославцем И.С. Дорохов был опасно ранен, тяжело болел и в 1815 году умер. Перед смертью генерал обратился к жителям Вереи с просьбой похоронить его в городском соборе.

Вот он, Рождественский собор, где был захоронен прах генерала.

Рядом с памятником Дорохову - памятник жертвам кулацкого террора.

Неподалеку, на том же крепостном валу памятник воинам Великой Отечественной войны. Как говорится, «единство эпох».

Что любопытно, это уменьшенная копия памятника «Воин-освободитель», установленного в Трептов-парке Берлина. Или, наоборот, скульптор Вучетич вначале создал маленький макет знаменитого монумента?

Когда я готовил этот отчет, «Pluto» подсказал мне, что скульптор Е.В. Вучетич воевал в составе 33-й армии генерала Ефремова, освобождавшей Верею. Может быть, поэтому, и установлена здесь копия знаменитого творения скульптора, что Верея для Вучетича - один из этапов его военной биографии. Кстати, опять же «Pluto» сообщил, что еще одна копия «Воина-освободителя» находится в подмосковном Серпухове.

Рядом с земляным валом, рядом с памятниками, находится центральная площадь города – Советская. Очень удобно для туристов - все достопримечательности почти в одном месте. Любезная местная жительница запечатлела нас на Советской площади, на фоне горсовета.

В центре Советской (бывшей Торговой) площади расположен памятник архитектуры - торговые ряды, построенные в конце XVIII - начале XIX века.

В этих торговых рядах и сейчас идет торговля. «Jukl», например, купил моторное масло для своей «Кометы». На другом конце площади – здание бывшего уездного училища, построенного в 1788 году.

Теперь здесь краеведческий музей. На стене памятная табличка в честь освобождения города в январе 1942 года армией генерала М.Г. Ефремова.

Пока наши мопеды стояли на Советской площади, вокруг собрались любопытствующие местные жители. Причем, велосипед с «Кометой» заинтересовал их гораздо больше, чем «Рига-7». «На «Ригах» все мы ездили, а такое видим в первый раз» - пояснил избирательность вкусов один из горожан.

Побеседовав с приветливыми жителями Вереи, рассказав им о мопедах и о наших путешествиях, уточнив дорогу, направились в Можайск. Там наши пути разделились – «Jukl» погрузился в электричку и отправился в Москву, я – поехал ночевать к знакомому, имеющему дачу недалеко от Можайска. (Пользуюсь случаем поблагодарить «Давида Шухера» за гостеприимство!).

На следующий день, поднявшись рано утром, я предвкушал поездку на Можайское водохранилище и далее, по намеченному маршруту, но начался дождь. Начался и не прекращался. Кто-то, кажется, HrunovЪ, писал, что мототурист не должен бояться дождя. Наверное, оно так. Но ехать любоваться водохранилищем, поливаемым дождем, совершенно не хотелось. Отправился домой, в Жаворонки. Все 75 километров дороги дождь продолжал идти, то сильнее, то слабее. Каждая обгонявшая машина заливала с ног до головы потоками воды и грязи. Тут очень помогли нитяные перчатки, которыми я протирал забрызганные стекла очков. Всем, кто ездит в очках, рекомендую. Оторвал на несколько секунд руку от руля - и видимость восстановлена.

Общий пробег за два дня поездки составил 220 км. Жаль, что дождь поездку сократил, но, все же, и в Любаново и в Верее побывали.

Часть 2. В окрестностях Звенигорода (Жаворонки – Городок – Саввино-Сторожевой монастырь – Подмосковная «Швейцария»)

В Звенигороде я бывал неоднократно. И музеи Саввино-Сторожевого (в старых книгах Савво-Сторожевого) монастыря осматривал, и на холм Городка – место бывшего Звенигородского кремля поднимался. Но «Jukl» повезло меньше, побывать раньше в этих местах ему не довелось.

Итак, решили прокатиться по Звенигороду и его окрестностям. Стартовали как всегда, из Жаворонок. В первую поездку (9 сентября) все намеченные объекты осмотреть не удалось, поэтому поездку повторили 8 октября. Вряд ли кому интересны мелкие бытовые подробности: где поели, когда бензином «Комету» заправляли и прочее. Не в «кругосветку» же, в самом деле, съездили – от Жаворонок до Звенигорода и обратно всего 70 км. Поэтому, на две поездки решили сделать один общий отчет – рассказ о достопримечательностях.

Городок

Первая наша остановка у Городка. Здесь находилась древняя крепость – Звенигородский кремль. При сыне Дмитрия Донского князе Юрии, в конце XIV века, когда город стал центром удельного княжества, были насыпаны валы и построены на них деревянные стены. Остатки валов сохранились и до наших времен. А в южной части городка стоит выстроенное в 1400 году здание Успенского собора.

Выстроенный из местного белого камня-известняка собор входил в систему укреплений Звенигородской крепости. Он был ее каменной цитаделью с узкими и длинными оконными проемами – бойницами. Изнутри собор расписан фреками знаменитого Андрея Рублева. (Подмосковье. Туристские маршруты, «Профиздат», 1953).

Из холма, на котором стоит Городок, струится родник, почитаемый верующими, как святой источник.

«Jukl» отправился в собор смотреть фрески. А я в церковной живописи ничего не понимаю, поэтому остался снаружи сторожить мопеды. Попутно наблюдал, как местные жители идут заправляться на святой источник. Кто-то с бидончиком, а кое-кто несколько двадцатилитровых канистр из машины выволакивал. Пожалуй, хватит и для чая и для супа и для стирки. Да еще и машину вымыть останется... Вот, где истинная святость!

Саввино-Сторожевой монастырь

Следующая достопримечательность на нашем пути - Саввино-Сторожевой монастырь, основанный еще в XIV веке.

Вначале монастырь был обнесен деревянными крепостными стенами. В середине XVII века, накануне войны с Польшей за Украину, когда опасались нового нападения на Москву, были возведены мощные каменные стены и башни.

Средняя высота стен – 8,5 метра при толщине в 2,7 метра. Солидная для тех времен крепость была построена!

В 1652 – 1654 годах у западной стены был выстроен дворец царя Алексея Михайловича «Тишайшего», использовавшийся как одна из царских резиденций.

Напротив дворца стоят невысокие Царицыны палаты, выстроенные для царицы Марии Милославской. (1652-1654 гг.). В них размещается Звенигородский историко-архитектурный и художественный музей. В этом музее я бывал еще в середине 90-х годов. Запомнились небольшие комнаты царицынских покоев, низкие потолки, маленькие окна. Дворцовая роскошь пришла позже, в Александровскую эпоху. Можно еще упомянуть, что в Саввино-Сторожевом монастыре снимали фильм «Иван Васильевич меняет профессию».

Дютьково

Далее, повернув у кольцевой железной дороги направо, мы приехали в Дютьково. Здесь, в первую очередь, решили посетить дом-музей выдающегося русского композитора и педагога С.И. Танеева.

Вот дом, где жил Танеев, снимая четыре комнатки и террасу у местной жительницы А. К. Голицыной.

Рядом расположен дом, где жил сподвижник С.И. Танеева – хоровой дирижер В.А. Булычев. Здесь и находится музей Танеева.

В музее композитора на первом плане, естественно, рояль.

В остальном - типичный быт интеллигента начала XX века. Одним из главных творений С.И. Танеева я считал, может быть в силу моей музыкальной безграмотности, оперу на древнегреческую тему «Орестея». Оказалось, в основном Танеев писал иные произведения, в том числе хоры а саррellа (свыше 40). Фрагмент одного из них нам дали послушать.

Интересна общественная деятельность С.И. Танеева. В 1905 году он оставил место профессора Московской консерватории в знак протеста против консервативных методов руководства. Был одним из основателей и педагогов Народной консерватории (1906), участвовал в деятельности Пречистинских курсов для рабочих.

Но, не буду слишком утомлять читателей «Дырчика». В конце – концов, это сайт любителей мототехники, а не классической музыки. Тут много всего, в том числе забавные эпизоды о том, как Танееву его старая няня рекомендовала устроить концерт, потому что в доме «лавровый лист закончился». (Няня использовала в кулинарных целях лавровый лист из венков, которыми увенчивали прославленного композитора).

Повстречавшиеся нам в Дютьково жители оказались патриотами родных мест и с жаром рассказывали, что не только Танеевым славны эти края, но и Шаляпин сюда приезжал, и Исаак Левитан, очарованный красотой крутых берегов реки Сторожки, писал тут этюды.

Да, берега Сторожки, действительно, весьма живописны.

Еще более оживляют пейзаж пасущиеся неподалеку лошади.

Как нам рассказали, одна из местных жительниц держит небольшой табун.

А вот тут, если верить легендам, в позапрошлом веке стояла деревянная мельница. Вполне возможно. Большие камни, выложенные поперек реки, напоминают основание мельничной плотины.

Как уверяли нас местные жители, именно в этих местах Левитан создал картину «Мостик». Впрочем, искусствоведы считают, что «Мостик» написан в окрестностях Саввинской слободы. Более правдоподобными представляются почерпнутые нами в музее сведения, что А.П. Чехов, приезжая в Дютьково, зачастую не брал лошадей, а шел пешком от железнодорожной станции Голицино. Около 30 км дороги! Многие современники Антона Павловича отмечают, что знаменитый писатель был любителем пеших переходов.

Подмосковная Швейцария

В некоторых путеводителях окрестности Звенигорода называют «Подмосковной Швейцарией» или «Русской Швейцарией». Недавно узнал, что эта «Швейцария» имеет довольно четко очерченные границы: на юге – по Москве-реке, на востоке – по реке Сторожке, на севере – в районе деревень Ивашкино – Фуньково. Швейцарией эти места именуют из-за многочисленных «гор». Как писал все тот же С.И. Танеев: «Хорошо у Вас в Бадене-Бадене, но и у нас в Дютьково недурно. Всюду горы и они покрыты лесами. Прогулки превосходны!»

Правда, «горы» эти невысоки, метров по 30 – 50, правильнее их называть сопками, холмами, но, все равно – действительно, очень красиво!

Самая южная и самая «окультуренная» часть «Подмосковной Швейцарии», в районе Городка.

Лестница к Успенскому собору.

Вид с Городка на Москву-реку.

Западнее, у Саввино-Сторожевого монастыря.

Северо-западнее, у Дюдьково.

А в самой северной части «Подмосковной Швейцарии» я побывал в 2005 году, во время пешей прогулки «Кораллово – Дяденьково». Запомнились совершенно глухие леса с заросшими просеками и поля с травами по грудь. Переросшие белые грибы – некому собирать. Огромные муравейники – до полутора метров высотой, и многочисленные следы кабанов на глинистых берегах небольших болот.

Кстати, в определенной степени из-за холмистого характера местности немецко-фашистским войскам не удалось захватить Звенигород осенью 1941 года. Перед продвигавшимися со стороны Рузы немецкими танками оказались «горы», справа – Москва-река. А узкую ленту шоссе Звенигород – Руза надежно перекрыли советские войска. Поняв, что город трудно будет взять с запада, немцы решили обойти его и, перехватив дорогу на Истру, наступать на Звенигород с севера и востока(!). Но и тут гитлеровцы встретили сильное сопротивление. А 6 декабря советские войска перешли в контрнаступление. Враг был отброшен от города.

Итак, эта поездка была для нас самой небольшой из всех совершенных в этом сезоне, но весьма увлекательной. Как часто мы стремимся куда-то за сотни километров, но плохо знаем места, расположенные поблизости!

Часть 3. Окрестности Можайского шоссе (Жаворонки – Большие Вяземы – Захарово – озеро Палецкое – Петрищево – Бородино)

Планируя дальнейшие маршруты наших прогулок, как-то мы с «Jukl» задумались, а хорошо ли мы знаем окрестности Можайского шоссе, по которому не раз проезжали? Ведь, например, ни разу нам не довелось побывать в старинных усадьбах-музеях, здесь расположенных. Сказано – сделано! «Jukl» составил подробный план нашей мотопрогулки и рано утром 14 сентября мы выехали из неизменных Жаворонок в сторону Можайска.

Большие Вяземы

Звонница церкви.

Звонницы были важным элементом древнерусского зодчества XIV - XVII веков. Более привычные для нашего взгляда колокольни при церквях появились позднее. А до звонниц, собирая паству к молитвам, использовали «била» и «клепала», представляющие собой металлические или деревянные доски, в которые били специальным молотком. Чтобы звук был достаточно громким, барабанить молотком приходилось из всей силы. Появление колоколов значительно облегчило труд звонарей.

Каменная стенка-звонница в Больших Вяземах относится к очень редкому новгородско-псковскому типу. (Памятники Отечества, Подмосковье, Иллюстрированный альманах, N 31, (1-2) 1994г., 100с.).

Кто только не бывал в Больших Вяземах! И Лжедмитрий I с «невестой всех Лжедмитриев» Мариной Мнишек, и воспитатель Петра I князь Борис Голицын, и сам Петр I.

В 1812 году, при отступлении русской армии, здесь останавливался М.И. Кутузов. Сохранилось несколько распоряжений Кутузова, помеченных Вяземами. (Подмосковье. Туристские маршруты, «Профиздат», 1953). После Кутузова усадьбу не миновал и Наполеон. В память этих событий в усадьбе установлен вот такой камень с соответствующей надписью.

Шли годы. Развивалась промышленность. Вокруг Больших Вязем появились кирпичные заводы. В 1878 году на одном из них состоялась крупная забастовка рабочих, требовавших улучшения условий труда.

У Больших Вязем славные революционные традиции. В 1905 году здесь действовала подпольная революционная группа и была оборудована нелегальная типография Московского комитета большевиков.

Но, особое место в истории Больших Вязем занимает имя А.С. Пушкина. Неподалеку от Вязем, в деревне Захарово, будущий великий поэт проводил летние месяцы в 1805 – 1810 годах и регулярно бывал в Вяземах.

Сейчас в этих усадьбах - Захарово и Большие Вяземы – Государственный историко-литературный музей-заповедник А.С. Пушкина.

С пушкинских времен, помимо церкви Преображения, в усадьбе сохранился дворец и флигели конца XVIII века,

регулярный парк и пруд.

Памятников Пушкину в усадьбе даже два.

Большие Вяземы оказали существенное влияние на творчество поэта. Работая уже в зрелом возрасте над «Борисом Годуновым», поэт вспоминал об этой усадьбе и о тех исторических событиях, которые проходили в ней.

Отметим, что Вяземы, помимо Годунова, связаны с пребыванием здесь еще одного из пушкинских прототипов – Натальи Петровны Голицыной, «Пиковой дамы». Дожила она до 97 лет. Жизнь нескольких поколений прошла у нее на глазах. 7 апреля 1834 года Пушкин записывает в своем дневнике: «Моя Пиковая дама в большой моде... При дворе нашли сходство между старой графиней и кн. Натальей Петровной». (Подмосковье. Туристские маршруты, «Профиздат», 1953).

После выхода в свет этого творения Пушкина, местные жители именовали усадебный дом в Больших Вяземах не иначе как «дом Пиковой дамы». (В.И. Новиков, Большие Вяземы, «Московский рабочий», 1988).

Ну а теперь, вернемся от высокого искусства к прозе жизни. Всегда, приехав куда-либо, отправившись на экскурсию и вынужденно оставив на время своих «железных коней», перед нами вставал вопрос, какие меры предпринять, чтобы не расстаться с мопедами навеки. Обычно мы с «Jukl» просто сковываем наши мопеды здоровенной цепью с не менее здоровенным замком и считаем это достаточным. Но у входа в усадьбу шаталась молодежь, видимо прогуливая школьные уроки, хотя, может быть, пришедшая приобщиться к Пушкину. Так или иначе, оставлять мопеды в окружении юных оболтусов не хотелось. Угнать-то, может быть, и не угонят, а вот если снимут что-нибудь на память, например крышку бензобака, - пустячок, а неприятно! Проблему мы решили, оставив мопеды под наблюдением бабушки – служительницы общественного туалета в музее.

Мопеды дождались нас в целости и сохранности, а добрая старушка была весьма рада полученному скромному материальному вознаграждению.

Дальше мы продолжили поездку по пушкинским местам Подмосковья, проехав пару километров по Звенигородскому шоссе до Захарова.

Захарово

Как известно, Пушкин родился в Москве и прожил в ней до 11 лет, когда его, в 1811 году отвезли в северную столицу и отдали в лицей. В годы московской жизни поэта–«дошкольника» увозили летом на дачу к бабушке в Захарово.

В те годы, всякий московский барин или барыня средней руки по традиции должны были иметь подмосковное, пусть даже самое скромное, имение. Здесь было принято проводить летние месяцы. Вот и бабушка поэта – Мария Алексеевна Ганнибал - в ноябре 1804 года купила в 12 верстах от Звенигорода сельцо Захарово. (С. Белов, А. Бутуров «Пушкинское Подмосковье», М., 2003).

Пребывание в Захарово имело громадное значение в творчестве поэта. Здесь он впервые увидел народную жизнь, наблюдал хороводы, слушал песни крестьян, сказки и поверья.

Шли годы, но мысли А.С. Пушкина не раз обращались к этой тихой усадьбе. В «Послании к Юдину» - своему лицейскому товарищу – 16-ти летний поэт пишет: Смотрю с улыбкой сожаленья На пышность бедных богачей... Дворцам и роскоши он противопоставляет этот «мирный уголок»: Мне видится мое селенье, Мое Захарово: оно С заборами в реке волнистой, С мостом и рощею тенистой Зерцалом вод отражено. (Подмосковье. Туристские маршруты, «Профиздат», 1953). «Зерцало вод» – это пруд, образованный плотиной на реке Шараповке.

Впрочем, не для всех жизнь в Захарово была идиллией. Тяжелая жизнь крепостных крестьян вызывала у поэта горькие слова:

Здесь барство дикое, без чувства, без закона, Присвоило себе насильственной лозой И труд, и собственность и время земледельца.

Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам, Здесь рабство тощее влачится по браздам Неумолимого владельца. (Памятники Отечества. Подмосковье, Иллюстрированный альманах, N 31, (1-2) 1994г., с.101).

В отличие от Больших Вязем в Захарово не сохранилось построек времен Пушкина. Еще при жизни поэта усадьба была продана, обветшавшие постройки разрушены. Уже в зрелые годы, в 1830 году, объехав в последний раз любимые места, поэт грустно сказал дочери своей няни, Арины Родионовны: «Все наше разрушено, Мария, все поломано, все заросло...» (там же). Имеющийся в настоящее время в Захарово усадебный дом - «новодел», воссозданный в 1999 году.

Хотя, смотрится очень неплохо. А со времен Пушкина сохранились только холм, на котором стоит дом, парк и усадебный пруд.

Как и в Больших Вяземах, в Захарово два памятника поэту. Только изображен здесь он маленьким мальчиком.

Вместе с бабушкой – М.А. Ганнибал.

Полецкое (Палецкое) озеро

Приобщившись к пушкинским местам, отправились на «дикую природу», любоваться Полецким озером, дающим начало реке Наре. Собственно, инициатором этой поездки был я, потянуло посмотреть озеро торфяного типа. «Jukl» же – опытный турист-водник, и по озерам и по рекам наплавался. Чего только не насмотрелся в многодневных походах на байдарках. Но, пришлось ему составить мне компанию.

Вернувшись на Можайское шоссе, поехали дальше на запад. Проехав Кубинку, за Наро-Осановым повернули направо на указатель «озеро Полецкое». Дальше, примерно через километр, уткнулись в забор, через решетчатые ворота которого была видна бытовка с надписью «дежурный по озеру». Оригинальная надпись нас не удивила. Мы знали, что на озере обосновалось общество «Охотников и рыболовов» (или как-то иначе оно правильно называется?). И заплатив дежурному этого общества, можно взять лодку ловить рыбу или просто покататься. Дежурный, добродушного вида старичок, на наш вопрос о лодке для катания по озеру, с условием, что рыбы ловить мы не собираемся, ласково улыбнувшись, сказал: «500 рублей в час». Однако! Или сейчас везде такие цены? Поистине драгоценную лодку брать не стали, отправились к озеру бесплатно, по весьма экзотичной тропе, проложенной сквозь торфяные болота и многочисленные протоки. Тропа представляла собой доски, положенные на брошенные в болото автомобильные покрышки. Плохо закрепленные доски постоянно стремились разойтись, отправив нас в торфяную жижу.

Примерно так мы шли.

Через протоки переброшены мостики, довольно высокие (до 2 метров над уровнем воды), без перил, узкие и, вдобавок, раскачивающиеся. «Jukl» преодолевал подобные препятствия довольно браво, не сгибаясь,

что нельзя сказать обо мне.  Собственно, ради подобных колоритных пейзажей мы и шли:

После пешей прогулки по озеру (звучит-то как!) устроили привал на обед. Справа – мопеды, слева, если кто разглядит, – я на траве отдыхаю...

Дополнительных впечатлений придало, что и когда ходили по озеру, и когда обедали, над нами все время на низкой высоте проносились истребители. Иногда по двое или по трое. Видимо, на близ расположенном Кубинском военном аэродроме шли тренировки. Существует легенда, что, отступая из Москвы, Наполеон утопил в Полецком озере награбленные сокровища. Но мы нырять не стали.  Пусть лежат себе сокровища! Поехали дальше, в Петрищево.

Петрищево

 

В Петрищево мы хотели посетить музей юной героини, но, увы, приехали слишком поздно. Музей был уже закрыт. Кстати, если кто планирует посещение подмосковных музеев – знайте, что абсолютное большинство музеев закрывается довольно рано, в 16 – 17 часов. Понедельник и вторник, как правило, - выходные дни. Лучше всего, разузнав телефон, заранее созваниваться, предупреждать о своем приезде.


Пришлось нам ограничиться возложением цветов к памятнику Зое. У известного путешественника по Подмосковью, Михаила Гризли, цветы к памятнику Ленину под Дубной возлагал «самый достойный». Ну а нам трудно было выбрать самого достойного, выбрали самого фотогеничного.

Вернувшись на Можайское шоссе, направились к месту предполагаемой ночевки, в Можайск. И вот тут, после Дорохова, как оказалось, нас подстерегала неприятность. За поворотом шоссе, на обочине, уютно расположились работники ДПС. Обычно ДПС-цы меня с «Jukl» «в упор не замечают», но тут старший лейтенант, едва завидев нас, радостно замахал жезлом. Как я понял, мне попался любитель ретромототехники, хотя и не очень квалифицированный. Первые пять минут разговор шел только о том, что это за мопед такой интересный, какого года и т.п. Впрочем, и «Комета» тоже была ему интересна. Удовлетворив свое любопытство, старлей, видимо, решил, что негоже тратить рабочее время на посторонние разговоры, и потребовал у меня документы на мопед. Между нами состоялся примерно вот такой диалог.


- Мопед не является механическим транспортным средством. Я не обязан иметь при себе и предъявлять сотруднику ДПС документы на право владения мопедом. - Как не обязаны? А если Вы его похитили? - Закон есть закон. Не обязан. Точно также как не обязан иметь при себе документы, скажем, на куртку или часы. Хотя, в принципе, можно предположить, что я их тоже у кого-то похитил. - Где это записано, что мопед не является механическим транспортным средством? - В ПДД РФ, в самом начале, где говориться об обязанностях водителях механических транспортных средств и о том, что является механическим транспортным средством.

- Покажите, где это? С этими словами старлей дал мне книжечку ПДД, но с вырванными начальными страницами! Когда я сказал, что нужные страницы вырваны, ДПС-ник, отдадим ему должное, не стал упорствовать, утверждать, что «все так и должно быть», а взял другой экземпляр «Правил», на это раз не рваный, у своего коллеги. Углубившись в чтение, через некоторое время он сказал: «Да, Вы правы». Но недолго я торжествовал победу. Разговор плавно перешел на отсутствие у меня шлема... Вообще-то, шлем у меня есть. Легкий пенопластовый велошлем. В жару в нем хорошо, а в прохладную погоду голова мерзнет. Вот и поехал я в эту поездку в теплой шерстяной шапке, оставив шлем дома.

В итоге, выписали мне квитанцию на штраф в 200 рублей. Прощаясь, старлей сказал мне: «Приятно было пообщаться». «А уж мне как "приятно"!» – подумал я, но благоразумно промолчал. Конечно, оштрафовали меня в полном соответствии с законом. Обидно только, что большинство водителей скутеров, которых я встречал этим летом на «Можайке», было как раз без шлема. И, видимо, их никто не останавливает. Что со скутериста взять? А встретившегося мне ДПС-ца заинтересовала необычная по нынешним временам техника. Вот она, оборотная сторона славы! Приятно, когда окружающие проявляют заинтересованность, спрашивают, что за мопед, где такой раритет можно купить и прочее. Менее приятно нарваться на любителя мотоантиквариата с поста ДПС. Впрочем, после этой истории купил я себе еще один шлем. Полузакрытый мотошлем, с поролоном внутри и стеклом снаружи. Если еще надеть шерстяной подшлемник (а то и два!) - ни в какой мороз не замерзнешь. И всего за 1200 рублей.

Но, вернемся к нашей мотопрогулке. Ночевали под Можайском снова на даче «Давида Шухера». Еще раз спасибо ему за предоставленный кров!

«Jukl» на этот раз остался со мной, а утром мы поехали на Бородинское поле.

Бородино

 

Далее, по пути нашего движения к центральному монументу, чередовались памятники в честь различных полков русской армии, принимавших участие в Бородинском сражении. Некоторые из них:

Удивило значительное количество железобетонных дотов, память о другой войне, 1941 – 1945 годов.

За пару дней такие серьезные сооружения не воздвигнешь. Видимо, Советское командование допускало, что рубежи, расположенные западнее Вязьмы, могут быть прорваны, и загодя весьма серьезно готовило Можайскую линию обороны.
Свернув налево, на мост через реку Колочь, подъехали к «Главному монументу русским воинам, героям Бородинского сражения, на батарее Раевского».

Весьма рекомендую не миновать этого места всем, кто приезжает на Бородинское поле, особенно ненадолго, и не имеет возможности осмотреть весь музей-заповедник.

На самом монументе масса интересных сведений. Например, о численности войск вторгшихся в Россию и покинувших ее. О дате оставления Москвы и о дате вступления в Париж.

О союзных Франции державах, участвовавших во вторжении.

О потерях неприятеля.

О численности русских войск, сражавшихся на Бородинском поле.

Рядом могила Багратиона.

Здесь стояла батарея Раевского. На переднем плане окопы и ходы сообщения 1941года.

Слева от Главного монумента – памятник воинам 5-й армии, шесть дней, с 12 по 18 октября 1941 года, сдерживавших натиск фашистских войск, рвущихся к Москве.

И, наконец, с холма, на котором расположен Главный монумент, отличный вид на Бородинское поле!

Экскурсию по Бородинскому полю мы закончили около 12 часов утра. Погода стояла хорошая, солнечная, можно было отправиться дальше, скажем на Можайское водохранилище. Или, поехать к родникам под Мерчалово – по мнению «Михаила Гризли» одному из самых красивых мест Подмосковья. Еще один вариант поездки – через Рузу, с осмотром Рузского краеведческого музея и заброшенной Горбовской ГЭС между Рузой и Дорохово. Но, честно говоря, мы к этому времени уже «объелись» впечатлениями. Поэтому «Jukl» из Можайска отправился на электричке в Москву, а я своим ходом на дачу, в Жаворонки, преодолев 75 километров за два часа.

Общий пробег в этой поездке составил около 200 км. Конечно, получилось «галопом по Европам». Во всех местах, где мы были, можно задержаться на гораздо большее время. Особенно это касается Бородинского поля. Когда-то в Бородино даже существовала турбаза. Приезжающие туристы жили на ней и в течение нескольких дней (!) совершали экскурсии по Бородинскому полю. А мы всего несколько часов тут провели... Но, мы, собственно, и планировали «обзорную», заведомо поверхностную мотоэкскурсию. А в полюбившихся местах, надеюсь, удастся еще не раз побывать, изучить их более детально. В заключение, немного о наших «железных конях». И за этот сезон, и за все время эксплуатации – езжу на «Риге-7» с «КД» третий год, общий пробег около 2500 км – никаких поломок не было. Весьма надежный двигатель сделали китайцы, а советская экипажная часть еще лучше, с 1975 года служит. У «Jukl» на велосипеде с «Кометой» пробег поменьше – около 700 км, но, что любопытно, приводной ремень цел. Так что, не столь уж быстро они рвутся! По своему, очень неплохой двигатель эта «Комета».

Удачных всем мотопоездок!

Ваши «Зигмунд» - «в миру» Владимир Андреев

и «Jukl» - Юрий Маравин


Обсуждение статьи «На запад от Москвы »

Огромное удовольствие читать ваши художественные и информативные отчеты о поездках. Вы круче, чем ZZ-Top!
Дмитрий
03.01.2013 в 01.02
В Саввино-сторожевском монастыре мне довелось побывать ещё в буквально другой эпохе - в 1989 году! Там неподалёку была бывшая усадьба и типичный Советский дом отдыха - деревянные домишки.
Из монастыря помню - действительно, весьма внушительные стены, и проходы с кирпичными арками.
"Воины Церкви", однако!
sbech
15.01.2013 в 14.11
Спасибо, Дмитрий, за столь высокую оценку нашего скромного отчета!

Желающие ознакомиться со всеми нашими туротчетами могут набрать в поисковой строке Яндекса: "страничка зигмунда колоссовского". Получите ссылку на наш сайт, где выложены все отчеты о мотопоездках за последние 4 года.
Зигмунд
05.02.2013 в 10.08

« Вернуться назад Еще публикации »


Загрузка...
Имя:
Пароль:
Регистрация
Посетителей на сайте: 1

Мобильная платформа для втуберов

Загляните на наш канал в YouTube!


Похожие статьи:


Готовим еду на костре
Готовим еду на костре
Мотопутешествие должно приносить удовольствие во всем! Ну, а если вы любите пищу, приготовленную на костре, так тем более пора положить в дорожную сумку небольшую кастрюлю... Руководство по приготовлению риса с тушенкой для мотовелосипедистов!
 
Поездка в село Лох: ежегодный осенний мотопробег
Поездка в село Лох
Организованная поездка на малокубатурной технике - в Саратовском филиале, ныне не существующего мотоклуба "Дырчик", обычное дело.
 
Не мотоцикл
Не мотоцикл
Бытует мнение, что мопед это один из самых бюджетных мотоциклов, а их владельцы малообеспеченные люди, которые вынуждены терпеть неудоства в целях экономии. Но, как оказалось на практике, это совершенно не так.
 
Маршрут Перепечино-Шереметьево
Веломаршрут Перепечино-Шереметьево
Этой статьей мы начинаем новый цикл публикаций велосипедных и мопедных маршрутов, с привязкой к системе карт Google Maps.
 
Маршрут Ярославское ш.-Радонеж-Дмитровское ш.
Веломаршрут до Радонежа и обратно
Маршрут, который является одним из самых легких, но в то же время, достаточно продолжительный. Поездка на целыйдень в г.Радонеж по Ярославскому ш. и обратно по Дмитровскому.
 

Еще публикации »

 
© magazinmopedov.ru 2023
info@magazinmopedov.ru
www.magazinmopedov.ru Мобильная платформа для втуберов