Органы управления двигателями серии Д

Введение
1. Обзор органов управления
2. Устройство и принцип действия органов управления.
2.1. Ручка газа.
2.2. Рычаг сцепления.
2.3. Кнопка глушения двигателя.
3. Разборка и сборка органов управления.
3.1. Ручка газа.
3.2. Рычаг сцепления.
3.3. Кнопка (переключатель).
4. Возможные неисправности органов управления и способы устранения.
4.1. Ручка газа.
4.2. Рычаг сцепления.
4.3. Тросы органов управления.
4.4. Кнопка (переключатель).

Введение

В советские годы, для удовлетворения нужд трудящихся, были выпущены миллионы мопедов оснащенных различными модификациями двигателей серии Д. Непосредственно самих двигателей серии Д (Д4, Д5, Д6, Д8 и их модификации) было выпущено более 10 миллионов.

В настоящее время, несмотря на значительно поредевшие ряды, мопеды оснащенные данными двигателями все ещё остаются в эксплуатации.

Данная статья посвящена органам управления двигателей Д5, Д6, Д8 (и их модификаций) и может быть полезна всем увлекающимся эксплуатацией, ремонтом и восстановлением классических советских мопедов.

1. Обзор органов управления

На заводе двигатели Д-серии комплектовались следующими органами управления:

1. Рычаг управления муфтой сцепления (рычаг сцепления) – позиция 1.
2. Ручка управления дросселем карбюратора (ручка газа) – позиция 4.

Дополнительно, на мопедах оснащенных двигателями Д6 и Д8 в переключателе света на мопеде (позиция 2) предусматривалась кнопочка.

Внимание! Это не кнопка включения звукового сигнала, не кнопка ручного включения стоп-сигнала или какого-нибудь турбоускорителя. Это кнопка остановки двигателя, по крайней мере заводы-изготовители мопедов с двигателями Д6 и Д8 позиционировали её именно так.

Вот собственно и все органы управления двигателем.

Поскольку у мопедов оснащенных двигателями серии Д отсутствует коробка переключения передач и управление скоростью движения регулируется только ручкой газа, они в просторечии получили название газовые мопеды.

Управлять двигателем газового мопеда очень просто:

- ручкой газа регулируем подачу топлива в двигатель, при повороте ручки на себя обороты двигателя увеличиваются, при повороте от себя – уменьшаются;
- рычагом сцепления выключаем или включаем муфту сцепления;
- кнопкой (мопеды с двигателем Д6, Д8 ) останавливаем двигатель (поскольку кнопка не имеет фиксации, продолжительность ее нажатия для уверенного останова двигателя определяется экспериментально, и зависит от регулировки холостых оборотов);
- у двигателей Д5 подключение кнопки не предусмотрено, и их останов осуществляется на холостом ходу путем включения муфты сцепления.

2. Устройство и принцип действия органов управления.

2.1. Ручка газа.

Ручка газа состоит из следующих деталей:

1. Втулка внутренняя;
2. Втулка наружная;
3. Ползунок (в сборе с тросом);
4. Пластиковая ручка;
5. Хомутик.

На противоположном от ручки конце троса закрепляются входящие в комплектацию карбюратора крышка колодца дросселя, пружина возврата дросселя и дроссель.

1. Упор оболочки троса (регулировочный винт).
2. Гайка.
3. Крышка колодца дросселя.
4. Пружина возврата дросселя.
5. Дроссель.
6. Винт регулировки оборотов холостого хода.
7. Корпус карбюратора.
8. Винт регулировки качества смеси.

Ползунок вставлен в винтовой паз наружной втулки и в продольный паз внутренней втулки. При повороте наружной втулки, ползунок под действием винтового паза перемещается по продольному пазу внутренней втулки и посредством троса поднимает или опускает дроссель карбюратора.

Пластиковые ручки выпускались двух цветов: желто-белого и коричневого.

Двигатели Д5 комплектовались ручками коричневого цвета, двигатели Д6-Д8 комплектовались желто-белыми ручками.

Пластиковые ручки выпускались не на «Красном октябре». Данный вывод основан на сравнении пластиковых ручек устанавливаемых на ручку газа мопеда и пластиковых ручек устанавливаемых на рули мопедов со стороны рычага сцепления. Они имеют одинаковые клейма.

В установочные комплекты для мотовелосипедов выпускаемые «Красным Октябрем» обычные пластиковые ручки для руля не входили. Отсюда можно сделать вывод что «Красный Октябрь» их не изготавливал, следовательно, не изготавливал и пластиковые ручки для ручек газа.

2.2. Рычаг сцепления.

Двигатели Д5, Д6, Д8 комплектовались разными рычагами сцепления. Отличия видны на фото.

Рычаг сцепления двигателя Д5.

Рычаг сцепления двигателя Д6.

Рычаг сцепления двигателя Д8 (в т.ч. с различными индексами).

Чертеж рычага сцепления двигателя Д6 приведен на рисунке.

1. Рычаг ручки.
2. Защелка.
3. Кронштейн.
4. Хомутик.
5. Трос.
6. Оболочка троса.
7. Винт регулировочный.
8. Пружина.
9. Шарнир.
10. Рычаг муфты сцепления.

Положения рычага:

А – сцепление включено.
Б – сцепление выключено.

Принцип действия: при нажатии на рычаг, перемещается трос и соответственно рычаг муфты сцепления. При нажатом рычаге муфта сцепления выключена, и передача от коленчатого вала двигателя к заднему колесу отсутствует. При отпущенном рычаге муфта сцепления включена, и двигатель вращает заднее колесо.

У всех рычагов есть механизм фиксации рычага при выключенном сцеплении. На рычагах Д5 и Д6 механизм фиксации (защелка) срабатывает автоматически при нажатии на рычаг. На рычагах Д8 фиксация осуществляется ручным переводом специального упора.

2.3. Кнопка глушения двигателя.

Конструкция очень простая. Работа основана на подключении к «массе» провода идущего от вывода двигателя. Вот например схема подключения кнопки на мопедах Рига-11.

На кнопку останова двигателя идет синий провод.

Сама кнопка (не выключатель света) очень надежна, не выходит из строя даже при приложении к ней значительных усилий.

Возможны следующие условные неисправности:

- заедание кнопки в нажатом положении;
- трудности с нажатием кнопки при проворачивании всего переключателя на руле.

Как устранять: с застрявшей кнопкой всё ясно, чуть сложнее с поворачиванием переключателя на руле. Если затянутый до упора винт хомута не помогает, то необходимо установить подкладку под хомутик. Подкладка должна быть обязательно металлической, в случае применения в качестве подкладки изолирующего материала (изолента, бумага и т.п.), кнопка не сможет выполнять свои функции.

3. Разборка и сборка органов управления.

3.1. Ручка газа.

Для замены троса или отдельных частей ручки газа, ее необходимо разобрать, предварительно сняв с мопеда. Для этого откручиваем крышку колодца дросселя от карбюратора и отделяем трос в сборе с крышкой, пружиной и дросселем от карбюратора, ослабляем винт хомутика ручки и снимаем ручку с мопеда.

Далее, снимаем дроссель, пружину и крышку дроссельного колодца с троса.

Затем переходим непосредственно к разборке ручки.

Существует 2 способа разборки: быстрый и медленный.

Рассмотрим их, считая, что ручка уже снята с руля и отсоединена от двигателя.

а) Быстрый, он же варварский.

Шаг 1. Ножом срезаем часть пластиковой ручки.

В результате получаем:

Шаг 2. Выкручиваем оболочку (рубашку) троса из хомутика.

Шаг 3. Откручиваем винт и аккуратно снимаем хомут с внутренней втулки, а затем и с троса.

Шаг 4. Вынимаем внутреннюю втулку

Разборка закончена. Время разборки ручки около 5 минут. При данном способе безвозвратно теряется внешний вид ручки газа. Если Вам повезло и у вас запасная пластиковая ручка, то старую можно срезать как душе будет угодно, а при сборке поставить новую.

б) Медленный, он же реставраторский.

Шаг 1. Выкручиваем рубашку троса из хомутика.

Шаг 2. Откручиваем винт и аккуратно снимаем хомут с внутренней втулки, а затем и с троса.

Шаг 3. Греем ручку в емкости с горячей водой.

Шаг 4. Поддеваем пластиковую ручку небольшой отверткой и начинаем перемещать отвертку вдоль края пластиковой ручки.

В результате, пластиковая ручка немного сдвинулась.

Шаг 5. Повторяем последовательно шаги 3 и 4 до полного снятия пластиковой ручки.

Через 5 минут:

Еще через 3 минуты пластиковая ручка снимается с наружной втулки.

Шаг 6. Вынимаем внутреннюю втулку. Трос свободен.

Время разборки ручки по данному способу зависит от многих факторов (возраст ручки, величина и правильность прикладываемого усилия и т.п.). При определенных навыках, ручку газа по данному способу можно разобрать за 15-20 минут.

Сборка ручки в обоих вариантах и установка дросселя с пружиной производим в обратной последовательности. При этом не забываем смазать ползунок и пазы ручки.

Самым сложным при сборке является процесс полного (до конца) одевания пластиковой ручки при реставраторском способе разборки.

Вначале, нагреваем её в горячей воде, а затем быстро одеваем на ручку газа. Натягиваем пластиковую ручку, опирая наружную втулку на какое-либо жесткое ребро. Возможно, при этом придется еще раз (а может и не один) нагревать пластиковую ручку.

Установка ручки газа на мопед выполняем в обратной последовательности.

Важное замечание! При установке ручки газа на мопед не забываем, что дроссель (заслонка) должен устанавливаться в колодец карбюратора скосом в сторону воздушного фильтра.

3.2. Рычаг сцепления.

Снятие рычага сцепления с мопеда необходимо как правило только для его ремонта (правка, замена отдельных элементов и т.п.). Трос можно снимать как при установленном на руль, так и при снятом с руля рычаге сцепления.

Рычаг снимается с руля двумя способами.

1 способ. Снимаем пластиковую ручку с руля, ослабляем винт хомутика рычага сцепления и снимаем рычаг с руля.

2 способ. Используется, когда затруднительно снять пластиковую ручку с руля. Откручиваем винт хомутика рычага сцепления и разгибаем хомут, после чего снимаем рычаг.

Снятие и установка троса выполняется без применения инструмента и обычно проблем не вызывает.

Шаг 1. Отсоединяем трос от рычага муфты сцепления на двигателе и выкручиваем регулировочный винт из стойки. Оттягивая регулировочный винт и оболочку троса в разные стороны от стойки, выводим трос через прорезь в стойке.

Шаг 2. Потянув оболочку троса вместе с наконечником, выводим трос через паз в кронштейне.

Шаг 3. Оттянув оболочку троса, берем трос и проталкиваем в сторону шарнира.

Возможно, что вывести бобышку из шарнира таким образом не удастся (бобышка заклинила в шарнире). В таком случае, бобышку аккуратно выталкиваем небольшой отверткой через паз в шарнире.

Шаг 4. После того, как бобышка троса полностью выйдет из шарнира, выводим трос через боковой паз в шарнире.

Вот и все, трос отсоединен от рычага.

Больше рассказывать про рычаг сцепления особо нечего, он условно неразборный. Единственная деталь которую можно снять без применения свёрл, напильников и т.п. – пластинчатая пружина на рычагах Д5 и Д6. Снимается она с большим трудом, а установить её на место ещё труднее. Если Вы не собираетесь ликвидировать механизм фиксации рычага при выключенном сцеплении, то лучше данную пружину не трогать.

3.3. Кнопка (переключатель).

Снятие и разборка переключателя требуется для подключения проводов и/или замены ползунка. Выполняется всё очень просто: откручиваем винт хомутика крепления и снимаем переключатель с руля, затем вытаскиваем половинки хомутика и снимаем верхнюю крышку.

Теперь можно увидеть какая модификация переключателя.

Обращаем внимание на чистоту контактов, ну и конечно на целостность ползунка, всё равно переключатель разобран. Провода зажимаются в контактных стойках винтами. После отключения-подключения проводов сборку переключателя производим в обратной последовательности.

Важное замечание! Винтики крепления проводов в силу своего малого размера имеют свойство постоянно теряться, поэтому необходимо соблюдать аккуратность при отключении-подключении проводов.

4. Возможные неисправности органов управления и способы устранения.

4.1. Ручка газа.

В целом ручки газа данного типа (с ползунками) очень надежные, при должном обращении работают годами. Особенность конструкции в том, что на трос не действуют изгибающие силы, и он служит очень долго.

Тем не менее, в процессе эксплуатации могут возникнуть следующие неисправности:

- излом внутренней втулки;
- обрыв или расплетение жилок троса в ручке или карбюраторе;
- износ резьбы под рубашку троса в хомутике;
- излом ползунка.

Фото типичной неисправности ползунка.

Устраняются данные неисправности путем замены вышедших из строя деталей (например, замена троса в сборе). Для этих целей, в свое время, продавались следующие запчасти: трос в сборе, ползунок, пластиковая ручка, хомут.

Новая пластиковая ручка, отличительная особенность - надпись «Д6».

Новый ползунок.

На сегодняшний день, в продаже можно найти только трос в сборе (см. п.4.3).

Если соответствующие запчасти отсутствуют, работоспособность ручки восстанавливается ремонтом (укорочение, пайка бобышки или ползунка, фиксация чем-либо рубашки троса в хомуте и т.п.). Самый тяжелый случай – излом внутренней втулки, при этом проще всего заменить всю ручку в сборе.

4.2. Рычаг сцепления.

Как и ручки газа, они также надежны в эксплуатации.

Возможные следующие неисправности:

- отсутствие фиксации наконечника оболочки троса в кронштейне рычага;
- увеличение люфта рычага из-за выработки;
- обрыв или расплетение жилок троса;
- искривление рычага;
- излом пластинчатой пружины (для рычагов Д5 и Д6);
- искривление фиксирующего упора (для рычагов Д8 ).

При определенных навыках работы со слесарно-кузнечным инструментом, большинство неисправностей легко устранимы.

При отсутствии фиксации наконечника оболочки троса в кронштейне рычага, губки кронштейна, в которые входит наконечник, немного поджимаются, здесь главное не переусердствовать, чтобы впоследствии не возникли сложности со снятием троса.

Люфт рычага из-за выработки в общем случае на работоспособность не влияет. При необходимости, возможно устранение люфта путем замены существующей клепки на клепку увеличенного диаметра или соответствующий винт, при этом часть винта контактирующая с рычагом не должна иметь резьбы.

Обрыв или расплетение жилок троса устраняются путем замены троса или его ремонта (см. п.4.3).

4.3. Тросы органов управления.

4.3.1. Характеристики тросов органов управления.

4.3.2. Замена тросов.

Поскольку выпуск двигателей серии Д для мопедов прекращен, прекращен и выпуск заводом-изготовителем соответствующих тросов их органов управления.

На сегодняшний день в продаже встречаются тросы газа и сцепления выпускаемые сторонними производителями.

Также, можно купить и доработать подходящий трос от другой мототехники.

Оболочки новых тросов имеют пластиковое покрытие. Снимать данное покрытие, даже с целью придания мопеду идеального, как с завода, вида, не следует. Дело в том, что оболочки заводских тросов имеют цинковое покрытие, препятствующее их коррозии. Оболочки новых тросов такого покрытия не имеют и без защитной пластиковой оболочки будут подвержены коррозии.

Рассмотрим моменты, на которые необходимо обратить внимание при покупке новых тросов.

1. Диаметр оболочки троса.

Диаметры оболочек колеблются в диапазоне от 3,9 до 4,5 мм. Если для троса сцепления величина диаметра оболочки принципиально не важна, то для ручки газа оболочку увеличенного диаметра будет невозможно вкрутить в хомутик.

На фото (слева направо):

- оболочка троса двигателя серии Д, D=3,9 мм;
- оболочка троса, D=3,9 мм;
- оболочка троса, D=4,2 мм;
- оболочка троса, D=4,5 мм.

2. Необходимо обязательно обратить внимание на регулировочные винты. Возможные дефекты:

- неполная резьба (важно для троса сцепления, так как винт не будет фиксироваться в стойке на двигателе);
- смещенное отверстие и/или отсутствие фаски для центровки оболочки троса (возможен повышенный износ троса);
- отсутствие фаски на винте для центровки пружины троса сцепления.

3. Ползунок троса газа.

Мягко говоря - не очень работоспособный ползунок.

4.3.3. Ремонт тросов.

При первичном обрыве или расплетении жилок троса, в большинстве случаев можно выполнить его ремонт.

Для этого поврежденную часть троса отрезают и на соответствующую длину укорачивают оболочку троса.

Подробные указания по ремонту не приводятся, поскольку существует масса статей описывающих технологию ремонта тросов управления, например:

- Мотоцикл в вопросах и ответах. Демченко Б.Ф. [4]
- Ремонт оборванного тросика. Проще, чем купить новый. [5].

4.3.4. Прокладка тросов на мопеде.

При прокладке тросов, необходимо соблюдать следующие требования:

1. Длина троса должна быть такой, чтобы при повороте руля не происходило натягивание тросов и воздействие на двигатель (например, при повороте руля не должен подниматься дроссель).
2. Необходимо исключить резкие перегибы, в том числе в местах присоединения оболочек тросов к органам управления и к двигателю.
3. Исключить повреждение тросов упорами вилки.
4. Тросы не должны мешать управлению мопедом.
5. При прокладке новых тросов, имеющих пластиковое защитное покрытие, необходимо избегать их прилегания к нагревающимся частям двигателя.

4.4. Кнопка (переключатель).

Сама кнопка (не выключатель света) очень надежна, не выходит из строя даже при приложении к ней значительных усилий.

Возможны следующие условные неисправности:

- заедание кнопки в нажатом положении;
- трудности с нажатием кнопки при проворачивании всего переключателя на руле.

Как устранять?

Застрявшая кнопка, как правило, сдвигается на место без разборки выключателя.

Чуть сложнее с поворачиванием переключателя на руле. Если затянутый до упора винт хомута не помогает, то необходимо установить подкладку под хомутик. Подкладка должна быть обязательно металлической, в случае применения в качестве подкладки изолирующего материала (изолента, бумага и т.п.), кнопка не сможет выполнять свои функции.

Вспомнился еще один не типичный случай связанный с кнопкой.

На одном из мопедов, была сделана самодельная электропроводка, подключена кнопка останова двигателя. При эксплуатации, возникли проблемы с остановом двигателя. При нажатии кнопки, двигатель вначале продолжал работать с сильными перебоями и только потом останавливался. Естественный вывод в данной ситуации – плохой контакт в кнопке. Бедной кнопке досталось, жали на неё что есть силы. Далее последовала чистка контактов. Но это не помогло – симптомы неисправности сохранились. При дальнейших поисках причины столь странной работы кнопки останова двигателя, была выявлена ошибка в схеме подключения кнопки! Кнопку умудрились включить после дросселя, включенного в цепь питания лампы фары. Таким образом, прекрасно работающая кнопка замыкала вывод низковольтной обмотки магнето двигателя на «массу» не накоротко, а через дроссель, что позволяло двигателю некоторое время, пусть и с перебоями, но работать!

Вот и все, что хотелось рассказать об органах управления двигателями серии Д.

Литература и ссылки:

1. Двигатель Д6(Д6У) для мотовелосипедов и легких мопедов. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Ленинград, 1977.
2. Двигатель Д8. Руководство по эксплуатации. Д8.01.800 РЭ. Ленинград, 1987.
3. Легкий мопед «Рига-11». Руководство по эксплуатации. Рига, 1977.
4. http://motozavod.narod.ru/rus/index.htm
5. http://mototravel.org/

Автор: Юрий (SOK)


Обсуждение статьи «Органы управления двигателями серии Д»

Хороший материал! Дотошный и картинки добрые. Вместо спасибо, Villich рекомендует: способ снятия ручек за минуту и с меньшей деформацией, что особенно актуально при рест.работах. Вводим отвёртку между ручкой и втулкой\рулём и слегка наклонив, в щель вводим (люблю это слово) трубку WD-40. Раньше применял керосин и клизму. Удачи!
villich
17.10.2012 в 01.13
где нибудь можно купить рычаг сцепления с фиксацией мод. Д5 или Д6?
us__007
28.05.2014 в 15.04
В Сокольниках в Галерее спорта.
Дмитрий
29.05.2014 в 00.40

« Вернуться назад Еще публикации »


Загрузка...
Имя:
Пароль:
Регистрация
Посетителей на сайте: 5

Brute Goods

Загляните на наш канал в YouTube!


Похожие статьи:


Резьбовые соединения двигателей серии «Д»
Резьбовые соединения двигателей серии «Д»
Ни один двигатель внутреннего сгорания не обходиться без резьбовых соединений. Соответственно, при эксплуатации и ремонте двигателей довольно часто возникают вопросы, касающиеся этих резьбовых соединений.
 
Принцип работы электронного зажигания DC-CDI
Принцип работы электронного зажигания DC-CDI
В предыдущей статье мы рассмотрели принцип работы электронного зажигания CDI (Capacitor Discharge Ignition) по классической схеме, теперь давайте разберемся, как работает зажигание с преобразователем напряжения.
 
Мокик из самоката
Мокик из самоката
Как-то летом возвращался я домой и, как обычно, взглянул на пылившийся уже год в углу и, судя по виду, не работающий дырчик, собранный из финского самоката еще в 2002 году. Радостные воспоминания, связанные с ним, в этот раз как-то сильно ударили мне в голову, родив в ней идею о создании чего-то нового.
 
Шарикоподшипники
Шарикоподшипники
Шарикоподшипники радиальные однорядные способны работать при больших числах оборотов, чем подшипники других конструктивных разновидностей, но соответствующих габаритов. Предельно допустимые числа оборотов радиальных однорядных шарикоподшипников могут быть повышены благодаря применению специальных режимов смазки, установке подшипников высокого класса точности, а также применением подшипников с сепараторами из антифрикционных материалов (текстолит, латунь, бронза, дюралюминий).
 
Проект M85
Проект M85
Однажды, два студента из Колорадо, решили стать лучшими на кафедре промышленного дизайна. В результате появился на свет сверхлегкий мотоцикл, о котором мы сейчас расскажем.
 

Еще публикации »

 
© magazinmopedov.ru 2017
info@magazinmopedov.ru
www.magazinmopedov.ru @vape.fashion
Инстаграм вейпера