Резьбовые соединения двигателей серии «Д»
Резьбовое соединение - разъёмное соединение деталей машин при помощи винтовой или спиральной поверхности (резьбы).
Ни один двигатель внутреннего сгорания не обходиться без резьбовых соединений. Соответственно, при эксплуатации и ремонте двигателей довольно часто возникают вопросы, касающиеся этих резьбовых соединений. Все вопросы делятся на две большие группы:
1. Параметры резьбовых соединений.
2. Способы ремонта резьбовых соединений.
Ответы на вопросы, относящиеся ко второй группе, в статье не рассматриваются, поскольку они аналогичны для любой техники и любых двигателей. В Интернете достаточно информации о том, как перенарезать резьбу или извлечь обломанную шпильку.
А вот с параметрами резьбовых соединений примененных в конкретной модели двигателя сложнее. Обычно информации не очень много и она разрознена по различным источникам. Не являются исключением и двигатели серии «Д».
Давайте же рассмотрим, какие основные резьбовые соединения используются в двигателях серии «Д», а затем остановимся на некоторых особенностях этих соединений.
В нижеприведенной таблице указаны практически все резьбовые соединения, которые используются двигателях серии «Д», за исключением соединений в электрических цепях магнето (магдино), регулировочных винтов тросов управления и экзотической резьбы в колпачке свечи и втулке высоковольтного провода.
Теперь, хотелось бы остановиться на особенностях некоторых из указанных в таблице соединений.
1. Пружинные шайбы.
Для надежности, в большинстве соединений используются стандартные пружинные шайбы.
При креплении ведущей шестерни, основного диска муфты сцепления и ведущей звездочки используются специальные пружинные шайбы.
2. Винты для соединения половинок картера и крепления крышки муфты сцепления и крышки ведомой звездочки.
Диаметр головок данных винтов 9 мм. Под головки в картере и крышках сделаны соответствующие углубления диаметром около 10 мм.
При замене винтов, скорее всего, возникнут трудности из-за того, что у имеющихся в продаже винтов диаметр головки 10 мм. То есть, новые винты могут не закрутиться до конца из-за трения головок о стенки углублений. Если всё-таки такой винт с усилием удастся закрутить, то выкрутить его потом будет крайне проблематично.
Выйти из положения можно двумя логичными способами: либо уменьшить диаметры головок винтов, либо увеличить диаметр углублений под головки винтов в картере и крышках.
Слева – штатный винт с диаметром головки 9 мм, у остальных винтов диаметр головки 10 мм.
3. Винты крепления статора двигателей Д4, Д5.
Данными винтами одновременно со статором прикручивается и прерыватель. Перемещением прерывателя осуществляется регулировка момента зажигания. Для увеличения диапазона регулировок, винты имеют специальные проточки под головками. При установке обычных винтов, может возникнуть необходимость в расточке отверстий в прерывателе.
4. Гайки крепления карбюратора.
Ввиду особенностей конструкции картера, для крепления карбюратора применены гайки М5 с уменьшенным размером под ключ (7 мм). Для откручивания и закручивания данных гаек, двигатель комплектовался специальным накидным ключом на 7.
При использовании стандартных гаек М5 с размером под ключ 8 мм, их практически невозможно крутить обычным ключом.
Есть два способа решения проблемы: либо сточить стандартные гайки до размера под ключ 7 мм, либо доработать обычный ключ на 8 для возможности откручивания и закручивания стандартных гаек М5.
5. Винты крепления крышки поплавковой камеры карбюратора.
Крепление крышки осуществляется невыпадающими винтами. Для этого, в крышке в отверстиях под винты нарезано по одному витку резьбы, а на винтах отсутствует резьба около головки.
При использовании обычных винтов, возможно неплотное прилегание крышки к корпусу карбюратора, даже при полностью затянутых винтах.
И снова два варианта решения: либо перевести винты в разряд обычных, каким-либо образом убрав резьбу в крышке, либо сточить на винтах часть резьбы.
6. Гайки для вала сцепления.
Особенностей вроде никаких нет, просто их можно изготовить в домашних условиях без применения станков.
В качестве заготовки используется гайка с размером под ключ 19 мм.
Рассверливаем отверстие в гайке. Нарезаем резьбу. Стачиваем гайку до необходимой высоты. Ничего сложного.
Вот собственно и всё, что хотелось рассказать о резьбовых соединениях двигателей серии «Д».
И в заключении вопрос для самостоятельного изучения:
Чем винт отличается от болта?
Юрий (SOK)
25.09.2013 в 11.40