Год выпуска?

Речь пойдет о мопедах производства СССР. Что про них можно сказать? Да, выпуск этих мопедов давно прекращен, а сохранившиеся экземпляры сильно побиты временем. Да, их технические характеристики не идут ни в какое сравнение с характеристиками современных мопедов и скутеров. Но, тем не менее, в нашей стране, да и за рубежом, в границах бывшего Советского Союза, есть немало любителей увлекающихся поиском, восстановлением и эксплуатацией таких мопедов.

Наверное, для каждого, кто увлекается старой автомототехникой, важно знать, в каком году выпущен именно данный имеющийся у него экземпляр. Не являются исключением и владельцы мопедов. Только вот в отличие от владельцев мотоциклов и автомобилей, где номер (а соответственно, и год выпуска) является неотъемлемой частью рамы или кузова, у мопедов номер может присутствовать только лишь на приклепанном к раме алюминиевом или жестяном шильдике. Именно так выполнялась заводская нумерация получивших наибольшее распространение мопедов производства Рижского мотозавода «Саркана Звайгзне». Со временем, очень много мопедов, в силу различных причин, утратили данные шильдики вместе с заводским номером.

Но, даже зная заводской номер мопеда, сегодня практически очень сложно определить год его выпуска. Вопрос в наличии заводских архивов. Некоторых заводов уже нет, некоторые переквалифицировались на выпуск другого ассортимента продукции, и всё это осложнилось сменой формы собственности. Обидно, что во всемирной сети отсутствуют данные по годовым выпускам мопедов на различных заводах СССР. А, например, год выпуска попавшего к автору немецкого велосипеда «Диамант» удалось с помощью Интернет определить без проблем. В сети нашлись данный о поштучном (с указанием заводских номеров) выпуске велосипедов данной марки с 1914 по 1991 год!

Так что же делать владельцу мопеда с отсутствующим заводским номером, как определить хотя бы примерный год выпуска мопеда?

Логична следующая последовательность действий:

1. Для начала, путем непродолжительных поисков в Интернете, определяем период, когда производилась данная модель. Пройдя этот этап, владелец например Риги-11 может с уверенностью утверждать: «Моему мопеду 31-36 лет».

2. Далее, путем более углубленных поисков в Интернете информации по данной марке мопеда, можно немного сузить диапазон возможных годов выпуска. На данном этапе необходимо сравнить особенности конструкции вашего мопеда с так сказать «эталонными», имеющими год выпуска, экземплярами.

Например, для той же Риги-11: если труба кареточного узла, вваренная в раму, большого диаметра, то мопед выпущен до 1978 года, если труба малого диаметра – то после.

Или Рига-13: если на раме присутствует крепление для высоковольтного трансформатора, то мопед выпущен после 1989 года, нет крепления – до 1989.

И таких разновидностей конструкций одной и той же марки мопеда может быть очень много. И чем больше на мопеде сохранилось «родных», установленных на заводе, деталей, тем достовернее можно определить год выпуска мопеда.

3. Следующий, заключительный, этап, позволяет определить год выпуска мопеда с точность до плюс-минус один год, но возможен он только для экземпляров в достаточно хорошей «родной» комплектации.

В чем суть?

Очень внимательно осматриваем каждую деталь мопеда на предмет обнаружения на них даты изготовления!

Как показывает практика, даты изготовления можно обнаружить деталях, изготовленных партнерами-смежниками завода-изготовителя мопеда.

Какие это могут быть детали?

1. Двигатель: непосредственно двигатель, карбюратор, статор, высоковольтный трансформатор, конденсатор, свеча, колпачок свечи.

Карбюратор: дата выпуска – август 1987 г.

Высоковольтный трансформатор: дата выпуска – ноябрь 1989 г.

Свеча зажигания: дата выпуска – май 1963 г.

Конденсатор: дата выпуска – ноябрь 1988 года.

2. Электрика: фара, задний фонарь, кнопка включения света, коммутатор, звуковой сигнал, лампочки.

Фонарь: дата выпуска – январь 1980 г.

Переключатель: дата выпуска – май 1979 г.

Звуковой сигнал: дата выпуска – сентябрь 1967 г.

3. Шины.

Шина: год выпуска – 1985.

4. Прочее: краник бензобака, катафоты.

Бензокран: дата выпуска – август 1977 г.

Детали с датой изготовления выходящей за диапазон лет выпуска модели в расчет не берем.

Исследовав весь мопед, по совокупности обнаруженных дат изготовления на деталях мопеда и особенностей конструкции рамы и отдельных элементов, можно сделать заключение о примерном годе выпуска всего мопеда.

Возможен и другой, правда, не проверенный, способ определить год выпуска и номер мопеда.

Заключается он в исследовании участка рамы в том месте, где был шильдик. Ведь цифры набивали на уже приклёпанном к раме шильдике. Поэтому теоретически по изменениям на краске, а при наличии лабораторных возможностей и по изменению структуры поверхностного слоя металла рамы удастся определить заводской номер и год выпуска мопеда. Может кто попробует?

В общем, главное не унывать и вы определите, когда был выпущен ваш мопед!

Юрий (SOK).
Фото: Юрий (SOK), Олег (ОЛЕЖЫК).


Обсуждение статьи «Год выпуска?»

Спасибо Юрию за отличную присланную статью!
Дмитрий
19.09.2012 в 01.40
О! Статью, как говориться, заценил - очень полезная! И наглядно.

...сюда бы ещё табличку "зависимость номера Д от года выпуска" добавить... Она, конечно, не полная, но лучше, чем ничего.

Олежык, наверняка, знает-помнит года (диапазон) выпуска Д5 и Д6.
sbech
19.09.2012 в 08.40
Спасибо за статью! Очень познавательная и интересная. Возьму прочитанное себе на заметку.
Олежык
19.09.2012 в 08.45
По поводу даты выпуска шины: кроме года выпуска, можно определить ещё и месяц. Судя по тому, что в прямоугольниках рядом с цифрой "85" присутствуют 10 точек-эта покрышка выпущена в октябре.
Anatolij
23.09.2012 в 10.05
С этими точками не всё так просто, за частую это лишь маркировка пресформы на которой покрышку отлили!
Orik
23.09.2012 в 12.41
Про эти точки в виде костяшек домино - в те времена вообще слышал версию, что это - род лотереи. Мол, время от времени сообщается, что "изношенные шины с тремя точками завод в этом году бесплатно меняет на качественные".

:)
sbech
24.09.2012 в 11.33
Олежык,дайте личку пожалуйста,Вам ведь интересны данные литого в песок Д4 1958 г?
kales57
24.09.2012 в 22.37
kales57 Да спасибо,очень интересно увидеть фото его сохранности. Мой адрес gelo.78@mail (точка)ru
Олежык
25.09.2012 в 11.36

« Вернуться назад Еще публикации »


Загрузка...
Имя:
Пароль:
Регистрация
Посетителей на сайте: 8

Brute Goods

Загляните на наш канал в YouTube!


Похожие статьи:


Двухступенчатый автомат двигателей серии FMB
Двухступенчатый автомат двигателей серии FMB
Хотелось бы по подробнее рассказать о необычной модификации двигателя 139FMB, с двухступенчатой коробкой передач на прмере агрегатов мопедов линеек фирмы Sachs и Iron Eagle.
 
Год выпуска?
Год выпуска?
Наверное, для каждого, кто увлекается старой автомототехникой, важно знать, в каком году выпущен именно данный имеющийся у него экземпляр. Не являются исключением и владельцы мопедов.
 
Принцип работы электронного зажигания DC-CDI
Принцип работы электронного зажигания DC-CDI
В предыдущей статье мы рассмотрели принцип работы электронного зажигания CDI (Capacitor Discharge Ignition) по классической схеме, теперь давайте разберемся, как работает зажигание с преобразователем напряжения.
 
Резьбовые соединения двигателей серии «Д»
Резьбовые соединения двигателей серии «Д»
Ни один двигатель внутреннего сгорания не обходиться без резьбовых соединений. Соответственно, при эксплуатации и ремонте двигателей довольно часто возникают вопросы, касающиеся этих резьбовых соединений.
 
Honda GX35, взрыв-схема в фотографиях
Honda GX35, взрыв-схема в фотографиях
Данную статью решил написал в первую очередь для того, что самого во время всего срока эксплуатации мучал вопрос «а как там всё устроено»? Открывать не решался, под предлогом «раз всё работает – пусть работает, моё вмешательство может только всё испортить». А он всё работал, да работал, наездил 33600 км.
 

Еще публикации »

 
© magazinmopedov.ru 2017
info@magazinmopedov.ru
www.magazinmopedov.ru @vape.fashion
Инстаграм вейпера