Год выпуска?
Речь пойдет о мопедах производства СССР. Что про них можно сказать? Да, выпуск этих мопедов давно прекращен, а сохранившиеся экземпляры сильно побиты временем. Да, их технические характеристики не идут ни в какое сравнение с характеристиками современных мопедов и скутеров. Но, тем не менее, в нашей стране, да и за рубежом, в границах бывшего Советского Союза, есть немало любителей увлекающихся поиском, восстановлением и эксплуатацией таких мопедов.
Наверное, для каждого, кто увлекается старой автомототехникой, важно знать, в каком году выпущен именно данный имеющийся у него экземпляр. Не являются исключением и владельцы мопедов. Только вот в отличие от владельцев мотоциклов и автомобилей, где номер (а соответственно, и год выпуска) является неотъемлемой частью рамы или кузова, у мопедов номер может присутствовать только лишь на приклепанном к раме алюминиевом или жестяном шильдике. Именно так выполнялась заводская нумерация получивших наибольшее распространение мопедов производства Рижского мотозавода «Саркана Звайгзне». Со временем, очень много мопедов, в силу различных причин, утратили данные шильдики вместе с заводским номером.
Но, даже зная заводской номер мопеда, сегодня практически очень сложно определить год его выпуска. Вопрос в наличии заводских архивов. Некоторых заводов уже нет, некоторые переквалифицировались на выпуск другого ассортимента продукции, и всё это осложнилось сменой формы собственности. Обидно, что во всемирной сети отсутствуют данные по годовым выпускам мопедов на различных заводах СССР. А, например, год выпуска попавшего к автору немецкого велосипеда «Диамант» удалось с помощью Интернет определить без проблем. В сети нашлись данный о поштучном (с указанием заводских номеров) выпуске велосипедов данной марки с 1914 по 1991 год!
Так что же делать владельцу мопеда с отсутствующим заводским номером, как определить хотя бы примерный год выпуска мопеда?
Логична следующая последовательность действий:
1. Для начала, путем непродолжительных поисков в Интернете, определяем период, когда производилась данная модель. Пройдя этот этап, владелец например Риги-11 может с уверенностью утверждать: «Моему мопеду 31-36 лет».
2. Далее, путем более углубленных поисков в Интернете информации по данной марке мопеда, можно немного сузить диапазон возможных годов выпуска. На данном этапе необходимо сравнить особенности конструкции вашего мопеда с так сказать «эталонными», имеющими год выпуска, экземплярами.
Например, для той же Риги-11: если труба кареточного узла, вваренная в раму, большого диаметра, то мопед выпущен до 1978 года, если труба малого диаметра – то после.
Или Рига-13: если на раме присутствует крепление для высоковольтного трансформатора, то мопед выпущен после 1989 года, нет крепления – до 1989.
И таких разновидностей конструкций одной и той же марки мопеда может быть очень много. И чем больше на мопеде сохранилось «родных», установленных на заводе, деталей, тем достовернее можно определить год выпуска мопеда.
3. Следующий, заключительный, этап, позволяет определить год выпуска мопеда с точность до плюс-минус один год, но возможен он только для экземпляров в достаточно хорошей «родной» комплектации.
В чем суть?
Очень внимательно осматриваем каждую деталь мопеда на предмет обнаружения на них даты изготовления!
Как показывает практика, даты изготовления можно обнаружить деталях, изготовленных партнерами-смежниками завода-изготовителя мопеда.
Какие это могут быть детали?
1. Двигатель: непосредственно двигатель, карбюратор, статор, высоковольтный трансформатор, конденсатор, свеча, колпачок свечи.
Карбюратор: дата выпуска – август 1987 г.
Высоковольтный трансформатор: дата выпуска – ноябрь 1989 г.
Свеча зажигания: дата выпуска – май 1963 г.
Конденсатор: дата выпуска – ноябрь 1988 года.
2. Электрика: фара, задний фонарь, кнопка включения света, коммутатор, звуковой сигнал, лампочки.
Фонарь: дата выпуска – январь 1980 г.
Переключатель: дата выпуска – май 1979 г.
Звуковой сигнал: дата выпуска – сентябрь 1967 г.
3. Шины.
Шина: год выпуска – 1985.
4. Прочее: краник бензобака, катафоты.
Бензокран: дата выпуска – август 1977 г.
Детали с датой изготовления выходящей за диапазон лет выпуска модели в расчет не берем.
Исследовав весь мопед, по совокупности обнаруженных дат изготовления на деталях мопеда и особенностей конструкции рамы и отдельных элементов, можно сделать заключение о примерном годе выпуска всего мопеда.
Возможен и другой, правда, не проверенный, способ определить год выпуска и номер мопеда.
Заключается он в исследовании участка рамы в том месте, где был шильдик. Ведь цифры набивали на уже приклёпанном к раме шильдике. Поэтому теоретически по изменениям на краске, а при наличии лабораторных возможностей и по изменению структуры поверхностного слоя металла рамы удастся определить заводской номер и год выпуска мопеда. Может кто попробует?
В общем, главное не унывать и вы определите, когда был выпущен ваш мопед!
Юрий (SOK).
Фото: Юрий (SOK), Олег (ОЛЕЖЫК).
Обсуждение статьи «Год выпуска?»
...сюда бы ещё табличку "зависимость номера Д от года выпуска" добавить... Она, конечно, не полная, но лучше, чем ничего.
Олежык, наверняка, знает-помнит года (диапазон) выпуска Д5 и Д6.
19.09.2012 в 08.40
19.09.2012 в 08.45
23.09.2012 в 10.05
23.09.2012 в 12.41
:)
24.09.2012 в 11.33
24.09.2012 в 22.37
25.09.2012 в 11.36
« Вернуться назад | Еще публикации » |
19.09.2012 в 01.40