Диагностика скутера
Давайте рассмотрим общий алгоритм поиска основных неисправностей скутера, квадроцикла или любого другого типового мопеда. Не так страшен черт, как его малюют! Что же делать, если двигатель не заводится?
Жизнедеятельность двигателя поддерживается несколькими системами, основные это:
1. Система питания (бензин).
2. Система зажигания (искра).
3. Выхлопная система.
Если одна из систем "болеет", то двигатель уже не может работать в штатном режиме. Нам просто нужно поочередно эти системы проверить. Основные типы неисправностей, которые делают двигатель "мертвым":
1. В камеру сгорания поступает слишком много/мало топливной смеси (система питания).
2. Искра отсутствует, слишком слабая, или происходит не в нужный момент (система зажигания).
3. Затруднен отвод, извините, газов (выхлопная система).
Последовательность наших действий при проверке этих систем без дополнительного оборудования будет следующая. Начинаем с системы зажигания. Выкручиваем свечу, кладем ее на цилиндр и прокручиваем коленвал двигателя. Сейчас нам нужно просто определить, есть ли искра. Если искры нет, причины могут быть следующие:
1. Неисправна свеча зажигания.
2. Неисправен свечной колпачек.
3. Поврежден высоковольтный провод.
4. Обрыв или межвитковое замыкание катушки зажигания.
5. Разрыв цепей из-за окисления клемм проводки или механического повреждения.
6. Неисправной электронной части зажигания.
Проверку начинаем с замены свечи на заведомо исправную. Далее переходим к 5-му пункту, вполне возможно, что просто какой-то разъем отошел. Чтобы проверить исправность свечного колпачка, мы просто икслючаем его из системы. Подключаем свечу напрямую к жиле высоковольтного провода. Возможно, что вы уже обнаружили несиправность, а если нет, то проверяем катушку зажигания. Практически любая катушка (от контактного и от электрнного зажигания) выдает необходимое для искры напряжение, если резко чиркнуть плюсовым проводом от бортового аккумулятора по клемме первичной обмотки на катушке зажигания. Если искра есть, то остается только проверить электронную часть зажигания. К сожалению, в гаражно-полевых условиях это можно сделать только заменой коммутатора на такой же заведомо рабочий. Если и теперь искры нет, придется проверять целостность катушек на генераторе.
Если искра есть, переходим к проверке системы питания. Если наша свеча сухая, значит бензина недостаточно. Если мокрая - переизбыток бензина в топливной смеси.
Неисправности топливной системы:
1. Грязный или старый бензин, в бензин попала вода.
2. Неисправен бензокран, засорено отверстие крышки бензобака, засорен топливный фильтр.
3. Засорен или не настроен карбюратор.
4. Мокрый или порванный воздушный фильтр.
5. Повреждены прокладки или патрубок карбюратора.
В первом случае мы проверяем, не засорен ли корбюратор, поступает ли в него бензин из бензобака. Чтобы удостовериться, что причина именно в недостатке топлива, заливаем несколько капель бензина напрямую в свечное отверстие, вворачиваем свечу на место и пытаемся запустить двигатель. Если все нормально, то двигатель должен самостоятельно совершить несколько оборотов. В этом случае проверяем, не засорен ли бензофильтр, исправен ли бензокран или вакуумный кран.
Действия эти нужно производить со снятым воздушным фильтром и снятой крышкой бензобака. В ней есть отверстие для воздуха, которое тоже может быть засорено. Если краник обычный механический, то просто открываем его, снимаем шланг с карбюратора, и смотрим, потек ли бензин. Если кран вакуумный, делаем все тоже самое, только крутим двигатель стартером. При этом во впускном патрубке карбюратора создается разряжение и вакуумный кран открывается.
Если топливо в карбюратор поступает бодро, то снимаем карбюратор, промываем его, и ставим стандартные настройки качества топливной смеси. То же самое делаем, если свеча была мокрой т.к. в этом случае либо неотрегулировано качество смеси, либо в поплавковой камере не работает запорный клапан. Данная неисправность может происходить из-за загрязненного топлива, поэтому промывать карбюратор целиком все равно придется.
При заливе двигателя его нужно проветрить, погоняв немного стартером с выкрученной свечкой.
Если двигатель работает, но не развивает полную мощность, понадобится более серьезная диагностика. Проверяем, правильно ли отрегулирован карбюратор. Если двигатель четырехтактный, проверяем зазоры в клапанах, если двухтактный - лепестковый клапан. В любом случае придется стробоскопом проверить угол опережения зажигания. Но иногда, особенно на б/у японских скутерах с большим пробегом, бывает просто забит глушитель. Не упомянуть про это нельзя т.к. процент этой неисправности достаточно высок.
Удачных вам поездок!